НЕ СТАЛО Друга и Человека…
Александр Иванович Юрьев
(6 октября 1942, Ленинград — 26 ноября 2020, Санкт-Петербург, Россия)
Мы были близки с ним на протяжении долгих лет. И вчера вечером его не стало. Он ушёл…
Он буквально красной линией прошёл со мной значительную часть моей жизни. Я знал его, наверное, ближе и лучше остальных. Он всегда был честен со мной. Это дружба была как жизнь без лжи и фальши. Он многому меня научил. Я познакомился с ним в 1991 году, когда он руководил подготовкой первых «наборов» губернаторов России и Представителей Президента РФ в учебном центре «Осиновая Роща.
Ещё мгновение назад мы были рядом. Совсем недавно обсуждали очень значимый «проект», который разработали совместно, уверенные в том, что это и есть тот единственный выход из созданной ситуации сегодняшнего дня в нашей стране. Он пристально смотрел мне в глаза, как бы спрашивая — реализуем ли мы это, нами задуманное?! Александр Иванович всегда очень внимательно относился и изучал всё то, что я писал в своих книгах и статьях, и его критика мне во многом помогала правильно донести людям всё то, что я считаю своим долгом донести. Он всегда подчёркивал, что слова мои — должны быть Человеческие — это слова, которые прямо обращены к мыслям, чувствам, воле граждан России, которые хотят, требуют, чтобы к ним обращались, как к людям.
«Обращение не «к населению», а «к людям» — это большое искусство, которым владели предшественники современных руководителей в дни ещё бóльших испытаний. Это искусство опять востребовано сегодня», — подчеркивал он. Он всегда делал акцент на понятие «гуманитарного знания» и согласился со мной, что это полностью нужно отнести к тем Новым знаниям, которые мы оба в той или иной форме отдаём людям. Мы с ним оба были далеки от морализаторских призывов, над которыми в голос хохочут сегодня во властных кабинетах и морщатся в офисах больших и маленьких олигархов. Они просто не знают, что у презираемого ими «гуманитарного знания» есть своя стальная логика жизни и смерти, которая посильнее, чем логика цифр. Жизнь элиты подробно описана гуманитариями в романах Бальзака, Золя, Стендаля, Драйзера, Толстого, Горького и др. Лошадей заменили автомобили и вертолеты, а человек остался прежним — он также беззащитен перед своей совестью, как перед своей смертью: он их не ждет, но они придут. В России сейчас такое время, когда многие предпочитают учиться на собственных ошибках. Противостоять изъятию гуманитарного знания из реальной российской жизни не удаётся. Один из виднейших лидеров российской экономики однажды сказал Юрьеву в личном разговоре: «Профессор для меня — ругательство!» В России сегодня академик и профессор похожи, скорее, на голого мокрого инженера из романа Ильфа и Петрова, который целиком находится во власти жулика, нежели на Курчатова или Иоффе, которые спасали страну. Не будут богатые и властные слушать людей, которые непонятно, почему бедны, если они такие умные.
По своему профессиональному опыту и я, и Александр Иванович знаем, что нет ничего страшнее утраты смысла жизни, и никто из людей её не минует…
Что Александр Иванович ценил в жизни больше всего, и что было самое главное? Это его прямая речь, и посмотрите насколько актуально сказанное именно для всех нас — ныне живущих, но уже без него!
Самое главное — человек живет вечно, но не сам, а в своих детях. Дети — смысл и мерило всего, что на Земле происходит. Дети — самое главное. Всё, что мы делаем — это для детей: фабрики, пароходы, АЭС и так до бесконечности. Только с появлением собственного ребёнка происходит метаморфоза превращения взрослого мужчины в человека. Он сам перестаёт быть ребенком, живущим только для себя самого. Человек живет для других. Поэтому он ложится спать после детей и встаёт раньше детей, сначала кормит детей, а потом ест сам. Он одевает детей, а сам ходит в чём придется.
Беспокоит то, что мир радикально изменяется, а очень многие живут так, как будто ничего не происходит. Я часто говорю, что мы летим через психологическое пространство, как сверхзвуковой истребитель, т. е. видим перед собой то, что уже находится позади нас. Нервный импульс распространяется по нервному волокну медленнее, чем перемещается истребитель в воздухе, а изменения психологических свойств не успевают за глобальными изменениями мира вокруг нас. Мы радуемся тому, чего уже нет, и не видим того, что нас уже окружает. Мы теряем великую державу, потому что она отстала от поезда глобализации и претендует на то, чего нет, и ушибается о то, что появилось вновь. Для того чтобы говорить об адекватности человека, надо изучать мир, к которому человек должен адаптироваться. А мы его не знаем, этот новый изменившийся мир. Так же, как не знаем собственный народ, который тоже стал совершенно новым. Поэтому в школе не знают, чему учить, в высшей школе не знают, к чему готовить, педагоги не знают какими психологическими качествами должен обладать современный конкурентоспособный человек.
В то же время, многие люди становятся машинами, которые, якобы, работая на людей, этих же людей травят и уничтожают. Это повсеместно: дома, на месте учебы или работы, по телевидению и т. п. Человек строится из феноменального количества психических усилий окружающих его людей, как небоскреб строится из кирпичей, металла и стекла. Человек — то, что в него вложили любившие его люди: много или мало, правильного или неправильного, осмысленного или бессмысленного. А уничтожить человека можно только одним словом или росчерком пера, как небоскребы обрушивают подрывом только одного угла здания. Такое соотношение между любовью и ненавистью: годы неустанного труда матери, семьи, учителей, врачей, писателей, и… одна капля яда в ухо…
Какие установки внутри себя можно рекомендовать сегодня из своего опыта? Конечно же, они у меня есть — хотя я не могу причислить себя к успешным, нормально себя чувствующим людям. Миллионы людей в нашей стране много успешнее меня и чувствуют себя много лучше меня. И хорошо. Мне не завидно. У каждого своя судьба. Я начинал в школе слабо, но к пятому классу был круглым отличником и старостой класса. В техническом училище, среди шпаны, я начинал изгоем, а закончил старостой самой хулиганской группы слесарей-ремонтников. В армии я начинал дневальным, а демобилизовался со срочной службы радистом первого класса и офицером запаса. Мое появление в университете было воспринято как ошибка, а сейчас я создаю теоретические основы уже второго нового научного направления в отечественной психологии — стратегической психологии. Если это успешность, то я не пожелаю её врагу — так много пережито, и так страдали из-за меня мои близкие.
Установка первая. Я действительно нормально чувствовал себя в ситуации, где все пытались меня «отремонтировать». Спокойно. Поясню, почему спокойно. Сначала шпана во дворе, потом алкоголики на заводе, потом старшины в армии, некоторые коллеги считали, что я неправильно живу, и надо, чтобы я жил, как они. От их «ремонтов» у меня всё тело и душа в шрамах. Панцирем, который меня защищал, был внутренний виртуальный мир, который был выстроен по трудам великих писателей и по опыту первопроходцев в географии, науке. Я и сейчас этот внутренний мир достраиваю, частью чего является моя профессиональная деятельность. Этот мир предназначен одновременно для объяснения происходящего и для защиты от «ремонтников». Считаю, что каждый человек должен выстроить стройную, гармоничную конструкцию мира, в котором мы живём, и руководствоваться им, как путешественник руководствуется географической картой. Вся психология — такая карта, и моя задача — исследовать новые неизведанные области этой карты для ориентации людей, которые пускаются в долгий жизненный политический путь или уже заблудились. В этом изменяющемся мире есть, где заблудиться.
Установка вторая — я делаю только то, чего не делает никто другой. Ни с кем не соперничаю, ни у кого не отнимаю, не жду освобождения чьего-то места, чьего-то ухода на пенсию — мой дом всегда новый. А главная идея — делаю только то, что будет востребовано практикой не сегодня, а завтра. Мой принцип: не «здесь и сейчас», а «будущее определяет настоящее». А главный смысл — я делаю то, что может потребоваться для достройки внутреннего мира моих сограждан, которым я обязан всем, и которых искреннее люблю. Всех. И тех, кто меня пытался «ремонтировать» в своё время — тоже.
Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель.
Те, кто думают о будущих поколениях и живут в своих произведениях (трудах, оставленных нам), умирают всегда преждевременно, потому что смерть всегда обрывает у них что-то начатое… но есть рядом с ними те, кто доведёт до конца ими задуманное.
Обещаю, Александр Иванович!
Ваш Фёдор Шкруднев
Санкт-Петербург
27.11.2020
Пусть знают люди, что наш общий дом стал беднее на одного даровитого, самобытного, нежного, честного и незаменимого человека…
ЮРЬЕВ Александр Иванович — профессор, доктор психологических наук, создатель первой в России кафедры политической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете и её заведующий с 1989 по 2009 год. Родился 6 октября 1942 года.
Закончил дневное отделение факультета психологии ЛГУ, на которое поступил в возрасте 27 лет. До этого работал на заводе «Судомех» (1960-1962), служил в армии (1962-1965), работал на Северном машиностроительном заводе (1965-1969). Имеет Правительственные награды СССР. По окончании Университета в 1977 занимался профессиональным психологическим отбором и специальной психологической подготовкой специалистов для экстремальных видов деятельности. Лауреат государственной Премии СССР за разработки в области специальной психологии. Сформировался как ученый и педагог под влиянием акад. Ананьева Б. Г и проф. Ганзена В. А.. Считает себя продолжателем работы В. М. Бехтерева, как первого в России политического психолога, автора «Коллективной рефлексологии» (1923) и В. Г. Лейбница — автора концепции сознания («Новые опыты о человеческом разуме», 1685).
В 1982 году окончательно перешёл на научно-преподавательскую работу, связанную с созданием в России политической психологии как нового научного направления. В 1989 году основал первую в СССР кафедру политической психологии в Ленинградском государственном университете. Автор монографий «Введение в политическую психологию» (Л., 1992) и «Системное описание политической психологии» (СПб, 1997), автор и редактор коллективной монографии «Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала» (СПб, 2006). Является автором «Этического Кодекса Психолога РФ». Положил начало подготовке в университетах страны специалистов по психолого-политическому консультированию политических партий, общественных и государственных деятелей.
С 1986 года осуществлял психолого-политическую переподготовку партийных и государственных руководителей федерального и регионального уровней в учебном Центре «Дюны» под Ленинградом. С 1991 года руководил подготовкой первых «наборов» губернаторов России и Представителей Президента РФ в учебном центре «Осиновая Роща». С 1993 по 1996 год работал советником Председателя Правительства РФ В. С. Черномырдина. С октября 1999 года является экспертом Центра Страгических Разработок в Москве, членом Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С 1990 года член Международной Ассоциации политической психологии (ISPP). Входит в состав редколлегий ряда зарубежных научных журналов. Является членом научно-консультативного совета журнала «Россия в глобальной политике», редакционного совета журнала «Методология и история психологии». Политику рассматривает как науку, исследующую, проектирующую, формирующую и эксплуатирующую власть, а политическую деятельность понимает как экстремальный вид профессиональной трудовой деятельности. Считает, что способность к политическому целеобразованию является главным основанием для обретения реальной власти.
Является членом российских и зарубежных научных организаций:
- действительный член Российского общества психологов;
- действительный член Международной ассоциации политической психологии (ISSP);
- действительный член Международного общества политической аргументации и коммуникации (ISSA);
- действительный член Международной ассоциации исследования поведения (АВА, Association for Behavior Analysis International;
- действительный член Всемирного общества футурологов (World Future Society).
Кроме того,
- действительный член редколлегии международного журнала «International Journal of Psychology Research»;
- действительный член редколлегии научно-политического журнала «Власть»;
- действительный член редколлегии научного журнала «Вестник политической психологии»;
- действительный член редколлегии научно-политического журнала «Россия в глобальном мире»;
- действительный член координационного совета по социальной стратегии Совета Федерации РФ.
Интенсивно занимается изучением инновационных политических изменений в мире, представленных глобализацией и сетевым обществом. Психологическое объяснение инновациям видит в изменениях содержания сознания человека, которое понимает как целостную систему из смысла жизни, ценностей и целей политического человека, формирующую и эксплуатирующую власть, а политическую деятельность понимает как экстремальный вид профессиональной трудовой деятельности. Считает, что способность к политическому целеобразованию является главным основанием для обретения реальной власти.
Считает, что страна находится перед необходимостью политических мер, сходных с теми, которые были предприняты в США после «Великой депрессии», в Германии после поражения в Первой Мировой войне, в СССР после гражданской войны и разрухи. Но формирование человеческого капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции требований к качествам человека, подчинении этой концепции усилий всех ответственных сторон, массовой психологической и психофизиологической коррекции населения для условий глобализации. Для этого потребуются усилия и работа не меньшие, чем были предприняты страной для преодоления дефицита финансового капитала страны после дефолта 1998 года. Сегодня можно говорить о возможности «человеческого дефолта» страны, если не будут предприняты меры психологической стратегической…
В 2008 году отказался от заведования кафедрой политической психологии, которую создал за двадцать лет до этого в пользу проф. Мезенцева Д. Ф. Причиной отставки были принципиальные разногласия с новым руководством факультета психологии СПбГУ относительно содержания и формы подготовки психологов на факультете. После проведения в октябре 2009 года юбилейной научной конференции, посвященной двадцатилетию политической психологии в России, уволился с факультета в психологии, и был назначен Руководителем Научного Центра политического консультирования на факультете политологии СПбГУ.
Список важнейших публикаций:
1. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006.
2. Юрьев А.И. Применение теста Люшера для оценки отрицательных праксических состоянийюю. Материалы Всесоюзной конференции по инженерной. Л, 1984.
3. Ганзен В.А., Юрьев А.И., Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации. Вестн. Ленингр. ун-та., Сер.6., Вып.6., 1987.
4. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992.
5. Юрьев А.И. Выборы глазами политического психолога. В журн. Власть. N4. 1996.
6. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии, СПб, 1996.
7. Юрьев А.И. Классификация политических партий России по их политической аргументации. В журнале “Власть”, 1997, N 7.
8. Юрьев А.И. Механизмы влияния политики на психическое состояние людей. В сборнике «Акмеология. Научная сессия 98». Спб, 1998. С.1248-258.
9. Юрьев А.И. Современная проблема психологии: неисследованные эквиваленты объективной реальности. //Вестник СПбГУ, 2000, Сер.6. Вып.1.
10. Юрьев А.И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать? В кн.: Общество и политика. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000.
11. Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок. В кн.: Россия: планетарные процессы. СПб, Изд-во СпбГУ., 2002.
12. Юрьев А.И. Концепция стратегической психологии. Тезисы 1,2,3,4,5. Глобальные изменения в мире и психология. В Ежегоднике Российского психологического общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003. т. 8. СПб, 2003. с. 595-632.
13. Юрьев А.И. (в соавт. Анисимова Т.В., Бурикова И.С., Коновалова М.А., Матушкин В.В., Свешникова Н.О.). Объективная классификация политических партий и политиков России по материалам их программ и публичных выступлений. В журн. Власть. Общенациональный научно-политический журнал. № 9, 2003 год, сентябрь. М.
14. Юрьев А.И. Человек в политике. В учебнике «Психология» под ред. Проф. Крылова А.А., М., 2003. с. 528-535.
15. Юрьев А.И. Психология массовидных явлений. В учебнике «Психология» под ред. Проф. Крылова А.А., М., 2003. с. 535-547.
16. Юрьев А.И. Формула менталитета петербуржцев. В сборнике статей «Москва-Петербург. Российские столицы в исторической перспективе» СПб, 2003. с. 38-64.
17. Юрьев А.И. ( в соавт. Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А.), «Национальный фактор в психолого-политической стабильности Санкт-Петербурга», В Материалах научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2004». Под ред. Цветковой Л.А. и Яковлева Г.М., Санкт-Петербург, 2004., с. 541-543. ьев А.И. Политическое общество как предистория гражданского общества. УВ Вестнике «Мировой Общественный Форум: Диалог цивилизаций». №3/2004. 79-94.
18. Юрьев А.И. Политическая психология терроризма. Материалы Гуманитарного форума «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора», СПб., 2004.
19. Юрьев А.И., Анисимова Т.В., И.А.Самуйлова И.А., Проблемы психолого-политических речевых коммуникаций в современной России., В журн. Вестник СПбГУ, сер.6, 2005, вып.3. (С.121-129)
20. Юрьев А.И. «Психолого-политические угрозы глобализации», В журн. Вестник СПбГУ, сер.6, 2006, вып.3,. 1,0 п.л.;
21. Юрьев А.И. СМИ о политике: эмоции побеждают мысль. В материалах Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм и средства массовой информации.» 23-24 ноября 2006 года. Астерион., СПб., 2006, 0, 3 п.л.
22. Юрьев А.И. Власть как предмет науки. В сборнике материалов международной научной конференции «Психология власти», СПб, 2004, 2007.
23. Юрьев А.И. Научно-практическая история кафедры политической психологии СПбГУ. В сб. Петербургская школа психологии: прошлое, настоящее и будущее. Под ред. Л.А.Цветковой, А.А.Крылова. Издат. СПбГУ, 2007. 2,0 п.л.