ВОСЬМАЯ  НОТА

Из чего всё создано?


Жил на свете музыкант, который столь виртуозно исполнял музыку, что люди говорили, будто он может подобрать свою мелодию для каждого человека. Однако сам музыкант был несчастен. «Не может быть, — думал он, — что нот на свете всего лишь семь. Должна же быть ещё хоть одна…» Музыкант посетил лучших мастеров музыки, но все они лишь разводили руками. — Нет восьмой ноты, — говорили они, — по крайней мере, нам она не известна. Музыкант и сам попробовал извлечь эту ноту, но его попытки не принесли успеха. Однажды музыкант услышал о мастере дзен, который, как говорили люди, мог решить любую проблему. И музыкант пошёл к мастеру.

— Да, — сказал мастер, выслушав музыканта, — есть восьмая нота. Точнее, она самая первая.

— Покажите же её мне, мастер! — воскликнул музыкант.

— Ты и сам её знаешь, — ответил мастер, — ну всё, иди, у меня нет времени на пустую болтовню.

Счастливый музыкант покинул мастера и вновь попытался найти эту загадочную восьмую ноту, которая была самой первой. Безуспешно. Музыкант опять пошёл к мастеру дзен.

— Я не смог её найти, — сказал он.

— Её и не надо искать, — ответил мастер, — я же сказал, ты уже знаешь эту ноту. Просто до сих пор ты учился делать музыку, теперь же должен научиться её слушать.

Музыкант забросил свои инструменты и стал посещать выступления других музыкантов, пытаясь услышать новую ноту в их музыке. Однако и теперь не открыл новой ноты, зато услышал много великолепной музыки, которую, как оказалось, раньше он совершенно не слушал.

— Вы научили меня слышать музыку, — сказал музыкант, вновь явившись к мастеру.

— А нашёл ли ты восьмую ноту? — спросил мастер.

— Нет, — сказал музыкант, — но я…

— Значит, я зря теряю с тобой время, — перебил музыканта мастер и взмахом руки отослал его прочь. Через несколько дней мастер сам вызвал музыканта.

— Завтра меня должны посетить важные гости. Я хотел бы попросить тебя сыграть для них.

Музыкант согласился.

— У меня есть только одна просьба, — сказал мастер, — ты должен начать играть лишь после того, как я махну рукой. Это очень важно.

— Хорошо.

На следующий день музыкант пришёл к мастеру. Приготовил инструмент. Маленькая комната мастера уже была полна людей, а гости всё прибывали. Мастер с каждым здоровался, расспрашивал о здоровье и сам усаживал на определённое место. Приглашённые с любопытством поглядывали на музыканта и громко разговаривали. Музыкант ждал. Наконец все расселись, и мастер стал рассказывать гостям известную притчу об императоре. Рассказывал он безвкусно, да и гости не слушали и продолжали свои разговоры, так что в общем шуме мастера почти не было слышно. Музыкант ждал.

Наконец мастер объявил музыканта. В комнате сразу же стало тихо. Музыкант приготовился, положив пальцы на струны. Мастер поднял руку и вдруг застыл каменным истуканом. Застыли в самых разнообразных позах и гости. Застыл и музыкант в ожидании взмаха руки мастера. Воцарилась полная тишина, даже дыхания не было слышно. Музыкант смотрел на мастера и невольно вслушивался в тишину. Но мастер стоял не шелохнувшись, будто и вправду был всего лишь каменным изваянием. Музыкант пропустил вдох, не смея нарушить тишину. Тишина была столь полной, что стала звуком.

«Это — нота безмолвия и самого громкого крика. Нота молчания и всех слов. Нота пустоты и знания… восьмая нота, которую ты искал…»

Музыкант поклонился мастеру и в полной тишине покинул комнату.

*                      *                      *

Притчи о музыкантах, искавших восьмую ноту, упоминания о ней в некоторых сказаниях, балладах, песнях и народных сказках, передаваемых из поколения в поколение, только подтверждают — люди знали или предполагали её существование. «Дыма без огня не бывает». Информация о восьмой ноте (несмотря на то, что она была изолирована интервентами и убрана из их командной системы) всё-таки каким-то образом просачивалась, скорее, от тех людей, чей Мозг система не смогла трансформировать в ходе создания запланированных генотипов. Без этой ноты (ноты Na) не сложится полной формы музыкального произведения в новых условиях изменяющейся окружающей среды. Архитектонический слух музыканта заставлял его искать эту ноту.

Мы, живущие в XXI-ом веке, как и древние посвящённые, говорим об одном и том же, но используем разные слова, которые скрывают от нас ясное понимание их учений…

Фёдор Шкруднев

Слышать и слушать